logotype

Такое разное грузинское кино

ПО СЛЕДАМ XXI МИНСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ «ЛІСТАПАД — 2014»

К сожалению, живя в Беларуси, мы нечасто можем порадовать себя просмотром современного грузинского кино (Youtube – не в счет). Тем более ценна возможность увидеть новинки кинематографа на большом экране и пообщаться с создателями кинолент, которую ежегодно представляет жителям Беларуси Минский международный кинофестиваль «Лістапад».

В этом году фестиваль проходил под девизом «Такое разное кино!» – и картины, представленные на суд зрителей и жюри, действительно были очень разными. В том числе и грузинские. В рамках основного конкурса игрового кино были показаны фильмы «Слепые свидания» и «Кукурузный конкурс».

slepye_svidania«Слепые свидания» (режиссер – Леван Когуашвили)

Читая аннотацию к фильму, я предполагала, что увижу современную историю об интернет-знакомствах и о тех приключениях – порой самых невероятных – которые за ними следуют. Но оказалось, что интернет-знакомства сами по себе служат лишь завязкой для истории, которую рассказывают зрителям с экрана. Точнее – даже нескольких историй пронзительного одиночества, часто подстерегающего людей в больших (да и в маленьких) городах…

Живет человек… И вроде бы, он не один на свете: есть родные, друзья, коллеги по работе, соседи. Но он мечется в поисках родственной души, один день рядом с которой запоминается больше, чем вся прожитая жизнь. И даже если удается встретить человека, который кажется предназначенным только для тебя, кто-то свыше раскладывает карты по-своему, и судьба поворачивает совсем не в ту сторону, куда хочется…

bc820d7199d94442e2e122fc37bdd319«Слепые свидания» хороши еще и тем, что в фильме очень тонко схвачены мелочи повседневной жизни, которые не бросаются в глаза, но из которых и состоит сегодняшняя реальность. «Фон» для всего действия – современная Грузия. Но не та нарядная, колоритная, наполненная пением на разные голоса, пронизанная ароматом виноградного вина и свежего шашлыка – одним словом, всеми теми клише, которые призваны сделать страну привлекательной в глазах потенциальных туристов. А та, что хорошо знакома людям, живущим в Грузии: со всей своей внешней простотой и непритязательностью, но с глубоким внутренним кризисом – противостоянием между этическими нормами и устоями, традициями, складывавшимися веками, и нынешними реалиями, к которым нужно приспосабливаться, стараясь не потерять при этом себя самого…

Представляя фильм зрителям, организаторы фестиваля отметили:

– Леван Когуашвили – режиссер, которого очень любит «Лістапад». Его фильм «Прогульщики» был представлен в основной конкурсной программе в 2010 году и был удостоен приза Гильдии кинокритиков и киноведов. В 2011 году Леван приезжал к нам уже в качестве члена жюри конкурса «Молодость на марше». И вот – третий визит, к сожалению, не самого Левана, а его фильма «Слепые свидания», возвращающий нас во времена советского грузинского кинематографа, который мы любили и продолжаем любить за лиризм и какое-то особое состояние души. «Слепые свидания» – это очень тонкие, изящные трагикомические истории на тему человеческих взаимоотношений. Фильм носит этический подтекст, подчеркивает зыбкость и одиночество человека в этом мире, показывает попытки обрести теплые взаимоотношения – иногда удачные, иногда не очень, но всегда дающие определенную надежду. Надеемся, что благодаря Левану и его картинам к нам вернется прошедшая эпоха в кинематографе и подарит еще много замечательных работ.

Такую оценку фильма «Слепые свидания» полностью разделили зрители: по итогам голосования картина получила 3,43 балла из 4 возможных. Также фильм был удостоен специального приза жюри «За любовь к людям и уникальное чувство юмора».

kukuruznyi_ostrov«Кукурузный остров» (режиссер – Георгий Овашвили)

Этот фильм, который, по словам организаторов фестиваля, «представляет собой совсем другую ипостась грузинского кино, не такую камерную, не такую трагикомическую, не такую интимную, а более эпичную и поэтичную», наверное, не оставил равнодушным никого в зале.

Во-первых, нельзя не обратить внимания на великолепную операторскую работу – то, что зрители видели на экране, порой просто завораживало.

Во-вторых, в фильме практически нет диалогов: действие происходит то под музыку, то под аккомпанемент звуков природы. Герои «подают голос» лишь несколько раз на протяжении всей картины, но говорят при этом на трех языках: грузинском, абхазском и русском.

lis3Сюжет картины можно вложить в один абзац, но вот описание эмоций, которые он вызывает, не уместится, пожалуй, даже на нескольких страницах. Причем я уверена, что каждый зритель вынес из фильма что-то свое, но все без исключения получили неизгладимые впечатления.

Неудивительно, что Георгию Овашвили понадобилось целых 4 года, чтобы довести свою работу над «Кукурузным островом» до логического завершения. Но усилия того стоили! К сожалению, сам режиссер не смог присутствовать на показе, однако зрители смогли встретиться с исполнительницей главной роли – 15-летней Мариам Бутуришвили и ассистентом режиссера Ией Гавашели.

Как рассказала юная актриса, Георгий Овашвили почти два года искал девушку, которая сыграет роль главной героини, но никак не мог ее отыскать. Однажды его друг прислал ему фотографию Мариам, которую случайно нашел в интернете. И режиссер понял, что она и есть та самая актриса, которая ему нужна. Однако никто не знал, ни как зовут девушку, ни где она живет.

lis2Начались поиски, к которым подключили даже Министерство образования и Министерство внутренних дел Грузии, но ничего не выходило. Потом чудом удалось обнаружить еще одно фото, на нем смогли опознать школу, возле которой стояла Мариам. Георгий Овашвили приехал туда, отыскал девушку и предложил ей роль. Мариам согласилась. И, как выяснилось, не зря было приложено столько усилий для ее поисков: выбор режиссера оказался очень тонким и точным.

Работать над своей первой ролью Мариам было довольно сложно: ее окружало много незнакомых людей, а камера пугала, однако чуткое отношение Георгия очень помогло начинающей актрисе, и она справилась со своей задачей на все сто процентов.

На главную мужскую роль Георгий Овашвили пригласил известного турецкого актера Тэмера Левента, работы которого режиссеру очень нравились.

В результате на свет появилась картина, которая стирает все барьеры и говорит на одном общем языке – языке гуманизма и языке природы.

Фильм «Кукурузный остров» был удостоен приза «За лучшую операторскую работу имени Ю. А. Марухина» и получил 3,49 балла из 4 по результатам зрительского голосования.

А его главная героиня, юная и непосредственная Мариам Бутуришвили, которая была явно смущена вниманием зрителей, тем не менее согласилась оставить автограф специально для нашего сайта.

lis4

Роспись

В конкурсе национальных киношкол грузинские кинематографисты представили две картины: «От понедельника до понедельника» и «Жаворонки и совы».

Своими впечатлениями от просмотра фильмов делится Мзевинар Акобия:

javoronki_i_sovy– Не буду лукавить, если скажу, что документальное кино в последнее время привлекает мало внимания и интерес зрителей к нему падает. Да и режиссеры не особенно стремятся снимать такое кино, возможно, потому что оно не так рентабельно или не дает в полной мере реализоваться их творческим порывам. Но только не в данном случае!

Фильм «Жаворонки и совы» был дебютом молодого грузинского режиссера Бакара Черкезишвили. И как зритель я хочу сказать, что как режиссер он состоялся: теперь я буду знать, что появление в титрах его фамилии меня обязательно заинтересует. Хочу пожелать удачи талантливому человеку!

Сам фильм очень грустный. Он рассказывает о пожилых людях, волею судеб оказавшихся в благотворительном центре «Катарсис». Несколько необычное название картины сам  Бакар Черкезишвили объясняет так:

– В Грузии жаворонками называют трудяг, тех, кто пашет, сеет, работает на производстве. А совы – это богема, творческие люди.

Но одинаково сложно всем. Старость и суровые реалии жизни собрали в благотворительном центре бывшего уголовника и талантливого скульптора. То, что им помогают – хорошо. Но среди этих людей есть те, кто еще мог бы принести пользу, и очень жаль, что судьба обошлась с ними таким образом. Какой мастер-класс показывает пожилой мужчина – бывший режиссер! А как поют обитатели приюта! Когда один из героев фильма Сосо декламирует стихи Важа Пшавела, ком подступает к горлу, так это трогательно. У меня, как у этнической грузинки, после просмотра фильма появилось чувство какого-то непередаваемого стыда. Почему и как могло случиться, что в стране, где уважение к пожилому человеку – неписанный закон, люди оказываются вышвырнутыми из общества?

ot_ponedelnika_do_ponedelnikaФильм Вахтанга Джаджанидзе «От понедельника до понедельника» более оптимистичен, хотя бы потому, что у его героини – учительницы русского языка – есть пусть небольшая, но своя комнатка.

Однако в ее жизни все настолько уныло и беспросветно, что становится очевидным: и она вполне может в будущем оказаться среди «постояльцев» благотворительного центра «Катарсис».

К слову, и в этой номинации Грузия не осталась без наград: автору фильма «От понедельника до понедельника» Вахтангу Джаджанидзе был присужден диплом от Гильдии неигрового кино России «За вдумчивый добросердечный портрет, полный горечи и гуманизма».

aprel_v_parijeКроме фильмов, участвовавших в конкурсных показах, зрители смогли познакомиться с двумя картинами с «грузинским акцентом», которые демонстрировались вне конкурса.

Это фильм «Апрель в Париже» (Германия, Грузия, 2014, режиссер Гига (Георг) Чхеидзе), повествующий о любви восходящей звезды – грузинской пианистки и легендарного израильского скрипача нашего времени, живущих во Франции. Их диалог любви и страсти на языке музыки и поэзии, вне пространства и времени.

loreliaiА также картина «Моя русалка, моя Лореляй» (Россия, Украина, 2014), которая хоть и не представляет Грузию, но снята легендарной Наной Джорджадзе, автором таких признанных кинохитов, как «1001 рецепт влюбленного кулинара» и «27 украденных поцелуев». Фильм примечателен еще и тем, что авторы саундтрека к нему – музыканты из замечательной грузинской группы ASEA SOOL, порадовавшей минчан и гостей белорусской столицы своим выступлением в LOFT Cafe в рамках дополнительной программы XXI Минского международного кинофестиваля «Лістапад – 2014».

Ольга ГРАДИНАР

Фото с показа фильма «Кукурузный остров» Гоша КРАПИВКИН

Кадры из фильмов – с официального сайта кинофестиваля «Лістапад – 2014»

Оставить комментарий