logotype

Пять причин для успешных реформ в Беларуси

Мало кто оспаривает эффективность реформ в Грузии, проведенных после прихода к власти Саакашвили и его молодой команды в 2004-м. Международное сообщество было в восторге, что было отражено в многочисленных рейтингах, в которых Грузия стремительно продвигалась вверх. Разумеется, нельзя утверждать, что реформы были выполнены безупречно и безошибочно. Однако невозможно не заметить достижений реформаторов.

А в Беларуси уже даже Министерство экономики не верит в нашу неэффективную модель. Но все же насколько велик наш потенциал для проведения реформ?

Ответ на этот вопрос возможен при сравнении потенциала реформ, который существовал в Грузии в начале 2000-х, и потенциала, который существует сегодня в Беларуси. Для реализация его, правда, нужны политическая воля, хорошо подобранная команда и смелость руководства нашей страны. Именно эти факторы привели Грузию к историческому рывку.

Коррупция

Очевидно, что коррупция является основным препятствием для проведения реформ во многих странах. Существование этого порока объясняется искушением использовать власть людьми, которые занимают в ней доминирующие позиции, для реализации личных потребностей.

В советские времена Грузия являлась одним из самых коррумпированных регионов.

Немногое изменилась и на первом этапе в постсоветскую эпоху: в рейтинге коррупции Transparency international в 2004-м Грузия делила места с 133-го по 140-е. Беларусь же в последнем рейтинге TI занимает 107 место среди других стран (Грузия на 48-й строчке), что позволяет ей, если будет политическая воля, провести успешные реформы.

Бизнес

Можно сомневаться в авторитете рейтинге Doing Business и брать под сомнение высокое место, которое Беларусь в нем занимает. Тем более из-за того, что у нас умеют создавать «красивую обертку» в виде привлекательных цифр. Однако нельзя отрицать, что рейтинг составляют профессионалы на основании реальных экономических индикаторов.

В рейтинге Всемирного банка Doing Business за 2016-й Беларусь расположилась на 37-м месте (Грузия на 16-м месте). В 2004-м Всемирный банк не распределял страны по конкретным местам и методология немного отличалась от сегодняшней. Но проанализировав данные за 2004 год и сравнив индикаторы, можно сделать вывод, что Беларусь на сегодняшний день по условиям ведения бизнеса опережает Грузию начала 2000-х. Таким образом, наша страна имеет более высокий модернизационный потенциал, чем эта кавказская страна.

Естественно, не стоит забывать, что вместе с техническими и институциональными моментами, ключевым фактором в развитии бизнеса является доброжелательное отношение к нему со стороны властей, их желание видеть в нем друга, а не врага. Но будем считать, что это входит в наше понятие политической свободы.

Промышленность

Известно, что без хорошо развитой промышленности довольно сложно достичь существенного экономического прогресса. Конечно, если ты не сидишь на нефтяной, газовой или иной ресурсной «игле». Но даже в этой ситуации, как показывает практика, нужно уметь распоряжаться преимуществом.

Экономические данные говорят о том, что в Грузии образца 2004 года доля промышленности в ВВП страны составляла 13,2%.

Известный факт и то, что в начале 2000-х годов в этой стране основной частью экспорта являлся металлолом.

Сектор промышленности в экономике Беларуси значительно выше (26,4%, по данным Белстата), чем в Грузии. Также белорусская промышленность более диверсифицированная и более разнообразная с точки зрения экспорта.

Конечно, в этом секторе в Беларуси также существуют проблемы: чрезмерное государственное присутствие в экономике, технологическая отсталость предприятий, а также отсутствие проворных менеджеров. Но несмотря на наличие недостатков, при правильном подходе к реформам в этом сегменте Беларусь изначально находится на более высокой стартовой позиции.

Индекс человеческого развития

В контексте проведения реформ принципиально важным является человеческий капитал: качество образования, профессиональные навыки, система здравоохранения, культура, качество жизни и так далее.

ПРООН каждый год составляет Индекс человеческого развития, который является своеобразной меркой человеческого капитала в конкретных странах. В последнем отчете, который был опубликован в 2015 году, Беларусь находится на 50-м месте (Грузия на 76-м). В свою очередь в рейтинге за 2004-й год Грузия находилась на 97-м месте (Беларусь на 67-м). Очевидно, что и по этому параметру первоначальный реформистский потенциал независимой Беларуси выше грузинского.

Рейтинг неспособности государств

Безусловно, проведению реформ существенно мешает любая нестабильность, которая существует как в стране, так и за ее пределами, особенно в «ближнем кругу».

Рейтинг Fragile States Index оценивает неспособность властей контролировать целостность территории, проблемы с беженцами, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране. Он разрабатывается американским Фондом мира и журналом Foreign Policy. Этот авторитетный рейтинг в своем отчете за 2016-й поместил Беларусь на 87-ю строчку (73,9 балла, по принципу — чем больше баллов, тем хуже) в категории стран «повышенного риска». Грузия находится на 106-й строчке из 178 стран.

Впервые Грузия появилась в этом рейтинге в 2006-м (данные за 2005 год), то есть вскоре после прихода к власти команды Саакашвили. В нем Грузия разместилась на 86-м месте (из 146 стран) с 82,2 балла (для сравнения наихудший результат 112,3 балла, лучший — 16,8).

Как видно, и в этом сегменте ситуация в Беларуси более выигрышная и перспективная, чем в Грузии.

Какой вывод можно сделать?

Необходимо понимать, что даже в самых сложных обстоятельствах ситуация может быть обратимой, а выход всегда есть. Для этого нужны правильная стратегия, сильное желание сделать жизнь в своей стране лучше и профессиональные, с современным мышлением специалисты.

Но прежде всего нужна политическая воля.

При наличии же всех этих факторов в Беларуси могут быть проведены более успешные и устойчивые реформы, чем в Грузии.

Зміцер ЛЫСЮК

Источник: UDF.BY, ІДЭЯ

Метки:

Оставить комментарий