logotype

Глава курортов Аджарии рассказал, почему Грузии удалось привлечь туристов, а Беларуси – нет

В прошлом году Грузия приняла около 6 миллионов туристов и заработала на иностранных отдыхающих почти 2 миллиарда долларов. Беларусь на этом фоне выглядит куда скромнее: в 2015-м 154 тысячи иностранных гостей оставили в нашей стране всего 300 тысяч долларов. Конечно, в качестве оправдания можно сказать, что у нас не так тепло и нет моря. Но руководитель департамента курортов Аджарии Мамука Бердзенишвили видит неудачу в другом.

mamuka_berdzenishvili
– Мамука, еще пять лет назад Грузия не была популярным туристическим направлением и турпоток в вашу страну был около полутора миллионов человек в год. Причем в основном отдыхающие приезжали из соседних Армении и Азербайджана. Что вы сделали, чтобы так быстро нарастить эти цифры?

– Я не буду говорить за всю Грузию, а сделаю акцент на Аджарии. Это, в частности, Батуми, Кобулети, Сарпи на границе с Турцией…

Так вот, департамент туризма существует в нашем регионе с 2006 года. И это значит, что уже 10 лет государство активно вкладывает деньги в развитие туризма, которые мы направляем на развитие новых продуктов и сервисов, а также строительство инфраструктуры.

И если раньше мы считались исключительно морским курортом, то сейчас мы предлагаем гостям еще и горнолыжный, сельский, экологический, винный и кулинарный туризм. Получается, что за одну поездку человек может получить сразу много разных эмоций и организовать себе дополнительную активность. И это заставляет людей возвращаться к нам и на следующий год, потому что они еще не все попробовали.

batumi_gruziya

– Сколько государство выделяет на туризм каждый год и куда идут эти деньги?

– В этом году бюджет нашего департамента составил около двух с половиной миллионов долларов. Другие регионы вместе получили еще девять. На весь туризм получается 11,5 миллиона долларов.

В первую очередь государственные деньги вкладываются в инфраструктуру. Параллельно идет и страновая реклама наших курортов в других странах. И еще одно важное направление – это развитие сервиса. Мы постоянно проводим для наших принимающих компаний образовательные тренинги и мастер-классы, отправляем их на учебу за границу.

Кроме того, государство поддерживает частный сектор, чтобы внутренние операторы заводили связи с туристическими компаниями за границей. Такая работа ведется и с Беларусью.

– И неужели все это окупается?

– Сразу, конечно, нет. Но последние несколько лет мы уже в плюсе. Считайте сами: в прошлом году на туризм было выделено около 10 миллионов долларов. А к нам приехало 6 миллионов туристов. Каждый из них в среднем оставил в отпуске 200 долларов. Это уже 1,2 миллиарда.

Но если смотреть шире, то и это еще не все. Сегодня туризм для Грузии – это важная часть экономики, целая индустрия. Это тот двигатель, который параллельно помогает развиваться строительной сфере, транспортникам, сельскому хозяйству. Гостиничный и ресторанный бизнес получает средства на развитие.

batumi_gruziya_1
– В Беларусь туристы едут не так активно. В чем, на ваш взгляд, заключается наша основная проблема?

– Я не могу объективно оценить качество ваших туристических объектов и сервиса. Но что могу сказать точно: к вам не едут, потому что о вас не знают. Важная вещь, которая помогла Грузии заявить о себе, – это позиционирование себя за границей. Рекламы Беларуси нет нигде. Я много езжу по разным странам и никогда еще не видел хорошей промокампании вашей страны. Даже в постсоветских странах.

И в это должно активно вкладывать деньги государство. Важно понимать, что со временем все окупится. Если белорусские компании смогут активно привлекать туристов, то потом они вернут все инвестиции через налоги. Но старт этому процессу нужно давать за счет бюджета.

Простой пример. Пять лет назад в Аджарию из Беларуси приезжало на отдых всего две тысячи отдыхающих. Потом мы организовали свое продвижение в вашей стране. На сегодня турпоток вырос в 15 раз – до 30 тысяч человек. По другим странам то же самое.

– Ощущаете ли вы, что по разным причинам для тех же россиян (и белорусов, которые летали через Москву) закрылись Турция и Египет?

– Да, после того как эти популярные направления стали недоступны, туристические компании чаще стали предлагать отдых в Грузии в качестве альтернативы.

Видно по бронированию. Если обычно пик приходится на апрель – начало мая, то в этом году заказы посыпались уже в феврале.

Мы даже видим, что 15 тысяч гостиничных мест, которые есть в нашем регионе, уже не хватает. Поэтому через год мы увеличим эту цифру на три тысячи, а в планах на 2020 год – довести этот показатель до 20 тысяч.
batumi_gruziya_2

Олег АНУФРИЕНКО

Фото: Дмитрий БРУШКО

Источник: TUT.BY

Оставить комментарий