mamuli.by

Константин Церетели: как сочетаются грузинский лев и белорусский банк

SONY DSCКонстантин Церетели встретил нас в своем просторном и уютном кабинете. Первое, что бросается в глаза, когда заходишь внутрь – множество картин на стенах, икон на полках и всевозможных предметов декоративного искусства.

Кстати, это можно назвать своеобразной визитной карточкой БНБ-Банка. Многие его офисы украшены картинами. Поэтому мы первым делом поинтересовались у Константина Церетели его отношением к искусству.

– У вас в офисе много предметов искусства: картины, прикладное искусство. Что это? Внутренняя потребность украсить офис? Или свидетельство того, что вы являетесь меценатом?

– Скорее всего, это отражение того, что меня привлекает и дает мне духовную пищу помимо ежедневной практической работы и бизнеса, которым я занимаюсь. Я считаю, что каждый человек должен находить свою отдушину и в других направлениях. Это помогает и расширяет горизонт. И, как ни странно, дает правильные подсказки, в том числе, и в бизнесе.

Я часто вспоминаю совет научного руководителя, который получил во время учебы в Англии. Я тогда работал над очень специфической богословской темой. Он мне советовал: «Когда сильно устанешь, иди – прочитай книгу, полистай журнал, посмотри какую-нибудь передачу (развлекательную в том числе) – и обязательно найдешь ту подсказку, которая поможет тебе найти нужный ответ».

Это очень интересная и определенно полезная практика, потому что таким образом мы находим неординарные решения в том деле, которым занимаемся. А искусство в моем офисе, наверное, «пришло» само, когда я приехал в Беларусь.

Все подсказывали, советовали, что в процессе ребрендинга стоило бы поменять название Белорусского народного банка. Люди никак не воспринимали и не понимали, что может быть общего между грузинским львом – это бренд группы Банка Грузии – и названием Белорусский народный банк, а точнее, как они могут сосуществовать, и почему, делая ребрендинг, мы оставили название банка неизменным.

Мы провели несколько исследований. В результате все исследования показали, что «Белорусский народный банк» звучит очень тепло. Всем это название очень нравилось и воспринималось легко и душевно. Было очевидно, что название надо сохранять, но надо было найти переосмысленное «оправдание» самого названия банка после ребрендинга.

Я, обсуждая данную тему с человеком, который вместе со мной приехал из Грузии и возглавлял направление маркетинга, четко понял, что «народность» Белорусского народного банка должна выражаться не в вездесущности. А в поддержании народного искусства, в том числе и современного искусства, которые сами по себе очень значимы для формирования и подпитки народного самосознания и идентичности.

Я себя часто ловлю на мысли, что когда сильно увлекаюсь работой, у меня появляется потребность заняться чем-то другим, более отвлеченным. Поэтому я что-то изучаю, что-то, если есть такая возможность, поддерживаю. Надо понимать, что это необязательно затратные или глобальные проекты. Это могут быть очень точечные, узконаправленные проекты, которые вписываются в нашу стратегию социальной ответственности, поддержки белорусского народного искусства.

К этому с пониманием и с большим энтузиазмом относятся наши сотрудники, потому что они получают патриотический заряд. Это и корпоративный патриотизм, и национальный патриотизм, и культурный патриотизм, которые возникают в такие моменты.

konstantin_cereteli_2Что касается предметов искусства, которые представлены в моем кабинете, – это то, что в течение уже почти что 6 лет я или сам приобретал, или мне дарили.

Сегодня мои же сотрудники подарили мне вот тот корабль. Вот картина, которую подарили наши партнеры – это для меня довольно интересное направление – «примитивизм», направление «наива» в искусстве. Оно увлекательное и очень своеобразное. Оно преломляет реальность и формы совершенно по-другому. Любой вошедший в комнату человек интересуется данной картиной и начинает ее изучать. Сейчас я думаю, что надо найти правильное место, чтобы повесить эту картину.

Кстати, «примитивизм», как направление, помог нам найти решение, как обосновать связь между названием «Белорусский народный банк», оранжевым цветом и нашим логотипом – львом.

Мне часто задавали вопрос: «Как сочетаются грузинский лев и Белорусский народный банк?» У меня четкого удовлетворительного ответа не было до недавнего времени. Но буквально год с лишним тому назад, реставрировав пару интересных работ, мы организовали выставку произведений представителя белорусского народного искусства Алены Киш. В ее работах, к нашему удивлению, нашлось обилие львов. Надо отметить, что в целом работы Алены Киш – это яркое проявление белорусского искусства.

konstantin_cereteli_6И во время открытия выставки ее работ я сказал: «Если работы Алены Киш являются чистым проявлением белорусского народного искусства, а в них мы видим обилие львов, значит название «Белорусский народный банк» и лев на его логотипе могут очень даже гармонично сосуществовать». Считайте, что я нашел ответ на тот вопрос, который волновал многих людей, как раз благодаря проекту, связанному с искусством.

– Почему все-таки лев? Лев в Грузии означает что-то особое? Не то, что в Беларуси? У нас в стране лев – царь зверей, большой и красивый зверь. В Грузии как-то иначе?

– Абсолютно то же самое. Просто, мне часто задавали этот вопрос, я должен был найти бесспорный ответ. Я человек конкретный и академичный, и соответственно должен был найти правильный и обоснованный ответ, чтобы люди удовлетворяли свое любопытство в связи с данной темой.

Нам приятно осознавать, что корпоративным символом нашей группы является лев. Лев, который означает силу, защиту, надежность, стабильность, благородство, мудрость, отвагу, а все это очень важно для банка.

Это практически все те характеристики, которые являются определяющими для организации с точки зрения атрибутики, с точки зрения того, как финансовый институт должен себя позиционировать. Это очень многогранный и интересный символ, который успешно используется не только в Грузии и Беларуси, но и во многих европейских (и не только европейских) странах.

Нам повезло, и было чрезвычайно интересно найти ответ, абсолютно очевидный, который лежит на поверхности, если присмотреться к направлению «наива» в белорусском искусстве. Народное искусство практически само ответило тем людям, которые спрашивали, какое отношение имеет грузинский лев к Белорусскому народному банку 🙂

– Фигурка, которая на логотипе, – это же, наверное, какая-то археологическая находка? Очень старая вещь?

konstantin_cereteli_8konstantin_cereteli_7– Да. Это 3-е тысячелетие до нашей эры. Она найдена в кургане недалеко от Тбилиси, в Кахетии, это Восточная Грузия. Мои отец и брат – археологи, соответственно, я хорошо знаю эту историю, поскольку близкий знакомый нашей семьи был руководителем экспедиции, во время которой как раз и был найден этот лев. Это важнейшая находка для всей Грузии, потому что и с точки зрения технологии, и с точки зрения художественного выражения – это очень интересный объект. Интересно, что сейчас образ этого льва присутствует и на купюре национальной валюты, и на монете, и на логотипе крупнейшего банка Грузии, который (извините за тавтологию) так и называется – Банк Грузии.

В грузинских реалиях этот лев хорошо воспринимается населением. Он считается одним из воплощений технологичности, стабильности и выразительности, что является супер-символом для финансового учреждения. Вот благодаря Белорусскому народному банку он начинает приживаться и в Беларуси.

– Вы упомянули, что ваши брат и отец – археологи. Известно, что вы тоже занимались наукой и даже написали диссертацию. Можно ли рассказать про этот период вашей жизни?

– У меня нет финансового образования. Это многих удивляет. Сначала я поступал на филологический факультет, потом немного переквалифицировался в сторону истории. Затем увлекся богословием и философией. И все это время учился.

Когда изучал историю, сначала интересовался одним конкретным периодом Средневековья. Затем увлекся богословием, потому что писал работу, для которой было необходимо знание разных богословских учений. А от богословия к философии – практически маленький шажок. Я их не различаю, поскольку византийское богословие основывается на учениях греческих философских школ. Большинство великих отцов и мыслителей того времени были как раз выходцами из греческих философских школ. Если мы говорим о византийском периоде, который я изучал, то я считаю, что само богословие – это очень интересное проявление философии и мировоззренческих парадигм того времени, немножко с другим акцентом и значением. Его было чрезвычайно интересно изучать.

Параллельно я еще получил юридическое образование.

konstantin_cereteli_4В моей жизни были разные этапы. Когда я вернулся из Англии и сделал отчет перед кафедрой в Тбилисском Государственном Университете по той теме, над которой работал в Великобритании, мне сразу предложили работу. Эта работа была интересная, но низкооплачиваемая. И в тот момент я решил переосмыслить много чего и рассмотреть другое направление для дальнейшего моего развития, поскольку надо было содержать и себя, и семью.

Так получилось, что это направление оказалось увлечением финансовой сферой. Потом эта финансовая сфера плавно перетекла в банковскую деятельность. Вот таким образом я сейчас и занимаюсь банковским бизнесом.

Себя я считаю больше бизнесменом, чем банкиром. Потому что предпринимательские моменты для меня гораздо интереснее. Если человек наделен предпринимательскими навыками, он может работать и в банковской, и в небанковской сфере – в любой, где присутствуют разумные принципы ведения бизнеса.

– В Беларуси в среде людей религиозных можно услышать, что деньги и поиски Бога несовместимы. Вы от богословия перешли к бизнесу. Нет ли какого-то внутреннего дискомфорта?

– Я абсолютно не испытываю дискомфорта. Очень многие задают мне этот вопрос. В том числе во время прохождения аттестации у меня спросили: «Что общего у богослова с банковским делом, и что вы делаете в банковской сфере?»

Я неоднократно отвечал на данный вопрос и доволен формулировкой своего ответа. Я объясняю, что теология (богословие) – это учение о Боге, о невыразимом, о том, что удалено для познания. Но само по себе это учение влечет за собой какое-то структурирование этого непознанного. Если происходит систематизация, размышление о непознанном в этом ключе – это интересно для меня, это чисто научный подход. Это чистая философия, выраженная в богословии.

Во время аттестации в Национальном банке я ответил, что если я постарался притронуться к чему-то очень сложному для понимания и размышления, то и в банковской системе постараюсь разобраться. Этот ответ удовлетворил присутствовавших на аттестации. И они посчитали, что готовы дать такому человеку шанс 🙂

Насколько я справляюсь со своими обязанностями, достаточно неплохо показывают цифры. Есть моменты, которые я бы хотел делать лучше. Но это и процесс обучения, и путь, который я и наша организация должны пройти в любом случае.

konstantin_cereteli_3Также мне часто задают вопрос: «Насколько деньги могут испортить человека или повлиять на его восприятие мира?» Я считаю, что правила игры очень просты. Деньги – это позитивная энергия, и с ними надо правильно обходиться. Если эту энергию направить в нужное русло, используя верные принципы, она позволяет нам, людям, творить много чего интересного. С этой точки зрения, деньги могут очень даже позитивно повлиять на восприятие мира тех людей, которые правильно к ним относятся. Для меня деньги – это энергия, которая помогает в сохранении и приумножении благ. Это означает, что ты преумножаешь блага или открываешь возможности создания чего-то нового.

Я являюсь бизнесменом, который занимается исключительно коммерческим банкингом. А коммерческий банкинг – это банкинг, позволяющий поддерживать бизнес-единицы, представителей реальной экономики и потребителей из числа населения. В том числе и я, будучи Генеральным директором банка, являюсь таким же обычным клиентом банка или банков, как и все остальные, кто нуждается в правильных, прозрачных и разумных финансовых взаимоотношениях для управления своими денежными средствами.

Цель моих, как «банкира», отношений с миром, a в бизнес-сфере в основном – с тем кругом потребителей, которые обслуживаются в нашем банке, состоит в том, чтобы максимально посодействовать в сохранении и приумножении «экономических благ» и наряду с этим еще и в улучшении экономического благосостояния страны в целом.

Я считаю, что если мы неуклонно будем следовать этим принципам, то сделаем полезную работу и таким образом внесем свой вклад в созидательный процесс. Если коротко – это и есть наша бизнес-философия и наше мировоззрение.

– И, все-таки, можно вас назвать человеком религиозным? Или – нет?

SONY DSC– Я человек нерелигиозный. Но я человек, верующий в какие-то основополагающие принципы, от которых я отказываться не могу и не хочу. И, следовательно, не отказываюсь. Потому что я считаю, что природа в целом – очень хорошая подсказка во всем. Одно из моих увлечений – физика и космология, которые дают очень правильные подсказки не только в жизни, но и по работе. Против законов физики или экономики идти невозможно. Они одинаковые – есть общие принципы в этой Вселенной. Часто, когда я принимаю решения, то взвешиваю их и через эту призму пропускаю многие факты.

Если мне кажется (все же субъективизм в этом присутствует), что это правильно, то, скорее всего, решение сработает. Если я считаю, что это неправильно или не имеет моральной, экономической основы и нет обоснований, чтобы ее найти, я от таких решений отказываюсь.

Принимая такие правила игры, я меньше ошибаюсь, хотя от ошибки никто не застрахован. Но я стараюсь следовать этим законам. Я больше верю в «тренировку» добродетелей и хороших помыслов, и я стараюсь их развивать и заниматься этим серьезно – ежедневно и повсеместно. Я четко осознаю то, что этим надо заниматься неустанно, по крайней мере, я такую задачу ставлю перед собой.

– Чему была посвящена ваша научная работа?

– Моя научная работа касалась текстов Псевдо-Дионисия Ареопагита, автора конца V или начала VI веков, а точнее – старогрузинского перевода этих текстов. Ефрем Мцире, грузинский монах и известный деятель XI века, выполнил перевод с греческого текстов Псевдо-Дионисия Ареопагита.

Ареопагитика (Corpus Areopagiticum) – чрезвычайно интересная, глубокая, мистическая, но в некоторой степени спорная область для изучения. В ней искусно предложены два подхода богословия: утвердительный (катафатический) и отрицательный (апофатический) методы. Книги Ареопагитики – это совершенно удивительное богословское и философское учение. Плюс ко всему, в них говорится о порядке и систематизации на небесах и на земле.

Утвердительный метод богословия, или катафатическая теология – это метод познания трансцендентного (если упростить), сущности Бога, благодаря его правлению в мире и с помощью наделенных атрибутов, символов и характеристик (таких как сущность, свет, добро, любовь и т.д.), чтобы мы, созерцатели, получили возможность приблизиться к познанию трансцендентного.

А апофатическая теология, или отрицательное богословие – это метод теологии, при применении которого для познания Бога происходит последовательно отрицание атрибутов, символов, определений Бога, поскольку Абсолют выше всех определений, и путем отрицания или осознанием, чем он не является, происходит как раз приближение к познанию Бога. Освобождение от символов, слов, определений дает возможность свободно к нему приблизиться. Приблизиться к чему-то очень высокому.

В моей работе, сравнивая старогрузинский перевод Ефрема Мцире с греческими текстами Псевдо-Дионисия Ареопагита, я старался доказать, что мой автор для своего перевода использовал одну из самых ранних рукописей оригинального текста.

Ефрем Мцире был чрезвычайно образованным человеком. Благодаря ему в грузинском языке есть множество терминов, которые берут свои корни в греческом языке. Он ввел в грузинский язык пунктуацию, был хорошим переводчиком и ученым. Он сначала досконально изучал манускрипты, насколько это правильные и надежные источники, и только после этого начинал переводить. Не трудно предположить, что тогда делать это было очень нелегко. Но, несмотря ни на что, он по-научному ко всему подходил.

Он собственноручно писал в своих заметках, что переводить надо очень близко к оригиналу, практически дословно, но терять суть, природу языка никак не позволено. Он очень хорошо понимал баланс дословного перевода и сохранения языковых тонкостей во время перевода. В то время греческие монахи очень часто упрекали грузинских представителей монашества, что во время богословских споров они прибегали к не совсем правильным терминам или трактовкам оригинальных текстов и, соответственно, богословских учений.

Анализируя некоторые пассажи этих текстов, можно сказать, что автор «Ареопагетики» – очень умный и осторожный, «умеренный» монофизит, который искусно старается завуалировать спорное учение, расходящееся с православной традицией той эпохи. В моей работе я доказывал, что Ефрем Мцире, владея греческим языком в совершенстве, менял и перефразировал некоторые пассажи оригинального текста, чтобы привести спорные моменты в рамки православного богословия.

Ефрем переводил очень умно, зная глубины богословия и философию, зная проблематику спорных вопросов того времени. И тем самым готовил грузинских монахов к дальнейшим богословским спорам, поскольку, как я уже говорил, их часто упрекали в неправильном цитировании и интерпретации оригиналов или использовании терминов. А в те времена, в богословских спорах значение придавалось даже такой с виду одной незначительной букве, как «ι» – «йота».

Это и была тема моей работы.

В XI веке, когда человек академично подходил к чему-то, находить причины, почему он так делал, как он думал, к каким источникам обращался для разрешения этих вопросов – все это чрезвычайно увлекательно.

Это не только прошлое, но и настоящее. Очень хорошие подсказки, что и как надо делать сегодня для будущего, потому что это по сей день актуально.

SONY DSC– Наверное, такая работа подразумевает знание древнегреческого и древнегрузинского языков?

– Да. Был момент, когда я мог сказать, что был близок к владению этими языками. Сейчас это ушло, потому что у меня давно не было практики. Но тогда я был этим увлечен. Бывало, что некоторые вещи я переводил, даже отдыхая, потому что эти темы не покидали меня.

Да, я изучал и древнегреческий, и классический грузинский (древнегрузинский).

– На скольких языках вы можете сейчас разговаривать?

– Сейчас, кроме моего родного языка, я говорю по-русски и по-английски. Недавно решил вернуться к изучению испанского языка. Как раз сегодня у меня будет первый урок испанского языка. И, таким образом, с сегодняшнего дня начну «возвращаться» к нему.

– Возвращение к испанскому с чем-то связано?

– Просто я хочу вернуть те знания, которые у меня были. И мне почему-то очень нравится этот язык. Мне он когда-то легко давался, и я думаю, что не столкнусь с непреодолимыми сложностями и сейчас. В испанском прослеживается близость к латыни, и, соответственно, – наверное, испанский и итальянский дадутся мне легче, чем другие языки.

– Я боюсь даже задавать следующий вопрос. Какие книги вы читаете?

– Сейчас я читаю мало 🙂 Но я люблю читать. Я считаю чтение удивительным опытом. Те приключения, которые можно «прожить», и тот опыт, который благодаря книгам можно приобрести (при разумном подходе к процессу) очень ценны. По сути, человек выигрывает время, соприкасается с теми переживаниями и чувствами, которые в его жизни могут и вовсе не произойти, а могут и произойти, и в таком случае он будет готов к ним.

Другими словами, чтение – это привилегия, выработка очень нужного и сильного иммунитета к тем событиям, которые возможно произойдут или ожидают нас на нашем пути. Потому что, если читать, то вы благодаря чтению познакомитесь с человеком, который любит, который переживает, который страдает, который готов биться, который совершает подвиги и т.д., а это интересно. Это, как раз и есть тот опыт, который можно найти в больших дозах только в книгах.

Интересно сравнивать начитанных людей, которые читают много, и людей образованных, но образованных эмпирическим (как я его называю) знанием. То есть знаниями, приобретенными в процессе и благодаря жизни. Иногда бывает, что человек, который читал немного, но прожил яркую жизнь, более интересен, чем человек, который много читал, но ненадлежащим образом пропустил через себя тот опыт, который можно было приобрести благодаря книгам.

– Есть ли у вас любимые авторы?

– Было время, я увлекался Умберто Эко. Тема, которую он поднимает в произведении «Имя розы», возвышенная и интересная. Эко в этом романе проявляет доскональное знание истории, религии, человеческой натуры и детективного жанра, но остается абсолютно приземленным. «Имя розы» – красивое преображение части его знаний и обширности его познания.

Я читал его с большим увлечением. Когда я в первый раз взялся за эту книгу, в Грузии свет давали по графику. Мне не хватило свечек. Я не мог заснуть, потому что погрузился в текст и был не в силах оторваться от книги. А потом, постфактум, я стал анализировать, чем был вызван мой интерес. Это, в первую очередь, исторический пласт, исторические факты. Это и религиозный пласт, который очень хорошо передан. Он был тогда нужен и важен для меня. Сложные вещи были правильно поднесены, потому что автор очень хорошо знал те темы, о которых писал.

Умберто Эко увлекался детективным жанром, и это тоже нашло свое тонкое и красивое отражение в романе.

Из русских авторов, которые мне нравятся – Булгаков со своей широтой и глубиной пространства и времени, Набоков со своей умелой прозой и мастерством пера, Толстой с несравнимой мощью, Достоевский, который тяжело давался, но его влияние было достаточно определяющим в юные годы.

Сейчас, к сожалению, читаю мало, потому что много других забот, отнимающих время. Жалею, но не считаю, что сильно теряю. Скорее – не приобретаю 🙂

– Кино вы смотрите?

– Смотрю. Отслеживаю все киноновинки и для своих сыновей выбираю некоторые из них. Мы или вместе смотрим, или я им рекомендую, что посмотреть. У меня старший сын учится за рубежом, и со своей стороны он делает то же самое.

– Сын из-за границы присылает вам электронное письмо или звонит и говорит, что какой-то фильм стоит посмотреть?

– Да. Присылает или говорит, что какой-то фильм ему понравился. А те фильмы, которые понравились мне, должны посмотреть мои сыновья 🙂

– Какие фильмы нравятся лично вам?

– Последним я смотрел фильм «Одержимость». Этот фильм был номинирован на «Оскара», а исполнитель главной роли получил награду. Хороший фильм – «Бердмен», который тоже получил много «Оскаров». Но «Одержимость» для молодого поколения, которое собирается прокладывать жизненный путь и идти по нему, довольно интересен. Недавно я попросил своих сыновей, чтобы они вместе со мной посмотрели его – они с удовольствием это сделали. Особенно понравилось кино моему среднему сыну – он уже пересматривал его.

– А грузинское кино смотрите?

– Старое кино – да. Новых хороших фильмов не так много, к моему большому сожалению. А старые фильмы – это для меня реальная подпитка. Могу назвать фильм «Не горюй» – это своеобразная вершина грузинской кинорежиссуры. Есть и многие другие фильмы, я не буду их перечислять. Но это очень хорошее, лаконичное и комплексное проявление грузинской культуры.

– Создается впечатление, что грузины очень образованны и развиты, по сравнению с другими европейскими народами. В них есть какая-то глубина…

– Глубина есть везде. Прекрасно, когда человек обнаруживает эту глубину или соприкасается с какими-то интересными вещами, которые нашли отражение в национальной культуре. Но это может быть и белорусская, и армянская, и русская, и грузинская культура. Я считаю, что ищущий человек всегда находит, главное искать. А если есть какая-то национальная школа или национальное наследие, то оно облегчает поиск этих глубин, чего сейчас, я считаю, очень не хватает в Грузии.

Снимаются хорошие кинофильмы, пишутся книги, создаются картины и музыкальные композиции – это все есть. И это хорошо, но экономический и социальный фон не помогают процветанию того, что мы уже видели, что давало удивительные результаты.

Как грузин, я считаю, что государство и общество должны делать все необходимое, чтобы дать возможность этому таланту снова проявиться. Ведь это уже было. И солнце, и климат, и природа, и традиции позволяют создавать что-то новое и интересное. Это духовная пища, которая нужна любому здравомыслящему обществу.

– Как вы считаете, когда легче жить художнику, композитору, писателю, кинорежиссеру – при социализме или при капитализме?

– Все зависит от человека, деятеля искусства, и от тех правил игры, которые существуют или принимаются участниками этой игры. У меня есть хороший друг, он очень хороший художник.

Когда я говорю: «Хороший друг», – это наше с ним взаимоопределение отношений. Но когда я говорю: «Хороший художник», – это определяется тем, что он популярен, что его активно покупают ценители искусства и в Грузии, и за рубежом. Но он еще и хороший маркетолог.

Он говорит: «Константин, я понимаю, что я должен создавать свои творения для определенного количества людей, которые могут быть моими покупателями». И он точно знает число: от 250 до 500 человек. Но он говорит: «500 – это мечта, которая, наверное, никогда не реализуется при моей жизни. Но вот эти 250 человек, если будут знать про меня, отслеживать, что я делаю, и из них какой-то минимальный процент решит купить мои работы – я буду доволен».

И размышляя над этим, я понимаю, что у него очень правильный маркетинговый подход. Ничего страшного в этом нет, потому что весь капиталистический мир так устроен. Он говорит, что представителей искусства, которые незаслуженно ожидают поддержки и помощи от общества, только потому, что якобы являются творцами, он не принимает. Он радикален в этом, и я его прекрасно понимаю.

В каком-то промежутке времени тепличные условия для людей искусства, возможно, были созданы, потому что обществу это было нужно. Но эти процессы не имели правильной основы – и когда произошли перемены, многие потерялись. Они не могли обеспечить себя, не могли зарабатывать, пришлось пережить сложные времена, потому что, не зарабатывая, они не могли обеспечить свои семьи и даже свою деятельность: купить краски и полотна.

Я возвращаюсь к тому, что законы физики, природы и правильных взаимоотношений – определяющие. Мы, к сожалению, пока еще не пришли к тому, чтобы эти новые правила игры всеми участниками воспринимались адекватно: и создателями, и теми, кто является пользователями этой созданной реальности.

При советской власти во многом для представителей культуры были тепличные условия, но были крайние ограничения по части выражения свободы. Однако на фоне ограничения свободы были неповторимые проблески в искусстве! Но это опять-таки, как я считаю, проявление законов природы. Потому что если долго давить, то обязательно проявится в другом месте. Природа так устроена, она склонна все балансировать.

Но те реалии были не совсем правильными, хотя и были созданы уникальные произведения искусства, которые по сей день поражают и доставляют удовольствие, даже если ты и отдаешь себе отчет, в какое время все это было создано.

Сегодняшнее устройство, я думаю, правильнее, и не надо возвращаться к тому, что было.

– Вы верите в капитализм?

– Я склонен верить в капитализм. В отношении социализма у меня большой скепсис. И то неправильное понимание устройства общества и строя в целом привели нас к тому, к чему привели. Мы видим, что человек так устроен, что частная собственность должна быть определяющей. Она дает хороший толчок к развитию экономики, культуры, искусства – в целом, проявлению талантов, продвижению технологий.

Можно поспорить, что при советской власти было высокое технологическое развитие, но в эту сферу очень много денег вкладывалось, нереально много денег. Если подумать – почему тогда многие ученики так хорошо знали математику, физику – ответ очевиден, что система образования была выстроена таким образом, чтобы давать шанс и развиваться человеческим ресурсам в том направлении, которое было востребовано единственным рычагом баланса в том мире для Советского Союза – военно-промышленным комплексом.

Но давайте возьмем любую развитую экономику и посмотрим, какие принципы там присутствуют. Все технологические и культурные прорывы сегодня происходят в тех странах, которые находятся не совсем на тех рельсах, на которых был Советский Союз.

– Давайте перенесемся в сферу спорта. Вы им занимаетесь?

– Скажем так, я занимаюсь им, когда отдыхаю. Раз в неделю стараюсь плавать, если это у меня получается. Раньше занимался фитнесом, и, наверное, возобновлю занятия. Мне кажется, это необходимо.

В молодости играл в баскетбол. Был разыгрывающим в команде. Считаю, что это уникальный и интересный командный спорт. И сама позиция мне очень нравилась – когда ты разыгрывающий, то видишь все поле, контролируешь всю ситуацию, и от тебя многое зависит. Ты практически начинаешь все атаки. От правильности начальных моих действий зависело, получали мы очко, или не получали. Это полезно не только для оздоровления, но и для интеллектуального развития.

Зимой я катаюсь на лыжах, которые очень люблю. Недавно я отдыхал со своими сыновьями. Младшего в первый раз по-серьезному поставил на лыжи, и очень доволен этим, потому что совместное катание на лыжах – это большое удовольствие.

Как я считаю, спорт – важная и очень полезная составляющая жизни.

– Он вам помогает в работе?

– Конечно, помогает, дисциплинирует и дает возможность сменить обстановку. Хорошая физическая форма многое определяет, потому что организм начинает работать по-другому. Это, безусловно, важно.

– Вы не жалеете, что стали финансистом?

– Нет, абсолютно. Наоборот, я очень рад этому. Я никогда не думал, что так будет, но я стал финансистом и не жалею. На этот путь меня подтолкнуло, в том числе, и стечение обстоятельств. Но анализируя жизненный путь, я понимаю, что логично пришел к тому, к чему пришел.

– Какими качествами должен обладать банкир?

– Давайте я скажу, какие качества должны быть у человека, занимающегося бизнесом в целом. Я попробую обобщить, потому что эти качества мне кажутся определяющими для любого предпринимателя.

Трезвость – нужно быть всегда начеку, нужно понимать всю картину целостно и трезво смотреть на происходящее. Жизнь в иллюзии может привести к печальным последствиям.

Второе очень громко звучит, и я извиняюсь, но все же – мудрость и разумность. В принятии решений они также определяющие. Нужно комплексно смотреть на вещи, возвращаться к успехам или неудачам, которые были до тебя. Здесь книги или статьи об опыте профессионалов очень помогают. Потому что в данном случае приобретаешь то, через что проходили многие и чем они решили поделиться.

Третье – отвага. Если есть трезвость и разумность, то отвагу никто не отменял. Ты можешь правильно воспринимать происходящее, можешь четко разглядеть правильный ход, но в какой-то момент тебе приходится принимать решение и действовать. В этот момент все окружающие могут говорить тебе, что не стоит этого делать, но весь твой опыт подсказывает, что в этом случае нужно рискнуть. Когда это так, то надо отважиться и решительно действовать.

Как очень хорошо говорил один мыслитель: «Самый большой риск – это непринятие риска». Это значит, что если ты не принимаешь риск, то ты не пробуешь. Сама природа подсказывает, что надо пробовать. В природе есть разные проявления прекрасного. Все разнообразие, которое нас так удивляет – это и есть поиски природы. Красота флоры и фауны – это нескончаемый поиск природы, происходящий ежедневно.

Необходимо, чтобы бизнесмен шел на риск, но на разумный риск, и делал то, чего не делают другие или делал то, что другие делают, но немного по-другому, возможно отважнее – и, конечно, намного лучше других.

Это правильный подход, в нем и заключается конкуренция и эволюция любого бизнеса. Если говорить о Белорусском народном банке, то 6 лет назад мы были очень маленьким банком. Сейчас я считаю, что мы средний банк, по многим параметрам – мы средний банк в системе.

Мы шли последовательно, трезво оценивали ситуацию, принимали разумные решения (в банковской деятельности они определяющие). Конечно, мы принимали смелые решения, и без них мы бы не продвинулись. Были моменты риска, какой-то неопределенности, но академический подход очень помогал нам минимизировать эти риски. По многим параметрам мы обошли своих конкурентов, которые даже не принимали нас в расчет.

– Вы можете дать традиционный совет молодым людям, которые хотят стать банкирами?

– Не только банкирами, но тем, кто встает на свой профессиональный путь, или даже еще учится, выскажу свое мнение. Так как я не люблю советов и советовать, я просто выскажу свое мнение о том, что является важным для меня.

Первое – проявление инициативы. Надо помнить, что инициатива никак не наказуема. Наоборот, это развивает человека и дает шанс, по крайней мере, сказать: «Я постарался, я сделал». Если не получилось, наверное, стоит задуматься, почему это не получилось. Скорее всего, оценка или сами действия были неправильными.

Затем – жажда приобретения знаний, это очень важно для любого человека.

И третье – признание своих ошибок. Если человек не умеет признавать свои ошибки и не готов их понимать, принимать и анализировать, то этот человек не сможет стать успешным. Потому что мы все ошибаемся. Абсолютно все. И ошибки могут стать очень хорошей подсказкой, как дальше не ошибаться, как предусмотреть в будущем те или иные события.

Мы – банк, но и у нас такая практика. К тем ошибкам, которые мы допускали, мы периодически возвращаемся, анализируем и ищем причины, из-за которых эти ошибки были допущены, а в итоге делаем соответствующие выводы.

Был один удивительный грузинский экономист и мыслитель. Он был еще и очень хорошим учителем. Обращаясь к молодым людям, он их немножко провоцировал. Он говорил: «Наши челюсти (особенно мужские) устроены таким образом, что им сложно выговорить: «Я ошибся». И я очень прошу, когда вы ошибетесь, приложите усилия и скажите: «Я ошибся». Это важная составляющая для саморазвития.

– Вы говорите, что советуете детям фильмы, которые стоит посмотреть. Если вы увидите, что ваш ребенок совершает ошибку, вы вмешаетесь, чтобы он ее не совершил? Или оставите за ним право совершить ошибку, а потом самому ее проанализировать?

– Все зависит от ситуации и от серьезности этой ошибки. Если я вижу, что это по-детски неосознанная ошибка, которая может многое испортить, я обязательно вмешаюсь. Но, если я вижу, что ничего серьезного не будет, но это может послужить хорошим уроком, чтобы впредь не повторилось то же самое, то, возможно, я позволю допустить эту ошибку. Конечно, если это серьезно не отразится на ребенке.

– Вы хотели бы, чтобы ваши дети стали банкирами?

– Я думаю, что люди должны быть свободны в своем выборе. Я не стану им мешать. Наоборот, я смогу рассказать о своих недостатках и ошибках, чтобы дети это учли, если кто-то из них решит стать банкиром.

– Никто еще не решился?

– Особо нет. Старшему 21 год. Он пока учится и не определился. Ему предстоит еще долгий путь. Сначала, после завершения учебы, он должен поработать, заработать первую зарплату. Хотя он до этого уже работал: сам, без моего вмешательства, нашел работу. Потом уже пусть определяется, чем ему заниматься и кем он хочет стать.

– Что бы вы могли пожелать нашим читателям?

– Здоровья и всех благ. И, наверное, опять повторюсь – трезвости, мудрости и отваги.

– Наверное, лев и воплощает все эти качества?

– Безусловно и НЕ ТОЛЬКО эти качества.

– Спасибо вам за интервью.

Источник: www.infobank.by

Комментарии:

  1. Много интересного, мудрого и поучительного. Как будто не с банкиром, а с философом пообщался.

Оставить комментарий