mamuli.by

«Грузинский театр с момента его появления и по сей день является лицом и цветом нации»

Константин, какова на Ваш взгляд роль грузинского театра в современном обществе? Насколько сейчас он популярен и востребован?

Я услышал ваш вопрос, как говорят в Одессе. Грузинский театр с момента его появления и по сей день является лицом и цветом нации. Как «Витязь в тигровой шкуре», как лоза, как виноград – это всё национальное достояние. Когда мы боролись с Российской империей за независимость Грузии, театр стал тем местом, где мы сохраняли свою культуру, свою национальность, свой язык и историю. Театр был как источник патриотизма. Поэтому власти боролись с ним, а деятели театра подвергались гонениям.

Наверное, в мировой истории это исключительный случай, когда в борьбе за независимость и свободу объединились церковь, театр и интеллигенция. Театр и церковь в Грузии – это одно целое, это наше наследие, наша культура.

На мой взгляд, театр – это особый вид искусства, ведь он объединяет и литературу, и драматургию, и музыку, и многое другое. Грузинский театр исторически – это не только развлечение и получение каких-то знаний, но способ сохранить культуру, чтобы она жила, а, значит, жила нация.

Сейчас Грузия находится в том непростом периоде, когда страна превращается в государство, а народ – в нацию. Современный грузинский театр участвует в этом процессе, говоря о проблемах доступным языком, развивая патриотизм, подталкивая грузин задуматься о будущем наших детей, о будущем нашей страны. У нас есть слоган: «Общество формируется здесь». В этом я вижу роль современного грузинского театра.

 

 

Расскажите, пожалуйста, о Вашем драматическом театре.

Его история намного длиннее официальной. Двадцать два года люди на добровольных началах, без финансовой поддержки государства и даже наоборот, гонимые и преследуемые, ежегодно открывали театральный сезон.

Это очень талантливые люди, иначе бы у них ничего не получилось. За все это время не был сорван ни один сезон. В борьбе за свободу и рождался Кутаисский драматический театр. Это его история, это его традиция.

 

Какие спектакли у Вас сейчас популярны? Что интересно зрителю? И кто он, Ваш зритель?

Репертуар очень разнообразен, есть грузинская классика, есть современная драматургия. Спектакли идут ежедневно, кроме понедельника.

Что популярно? Самыми популярными являются хорошие спектакли (смеется). Хочу заметить, что ходят все три поколения, если так можно сказать. До начала спектакля я люблю подняться на бельэтаж и посмотреть, кто пришел. Вот бабушка с внуками, хорошо, вот влюбленная парочка, там люди средних лет. Значит, спектакль работает, и я спокойно возвращаюсь в кабинет.

У нас в театре огромный зал – рассчитан на 900 зрителей. Конечно, мы не заполняем его полностью, но 200-250 человек приходят. Зрители есть всегда, и это радует.

Мы не делаем разделение: этот спектакль пойдет для молодежи, этот для тех, кто старше. Так это не работает. Конечно, молодежь сейчас другая. Мне хотелось бы оторвать ее от компьютеров. Но делать для этого театр более попсовым, работать «на кассу», заманивать зрителя «дешевыми приемами», ссылаясь на то, что теперь другие времена – мы не будем.

Театр должен быть местом, где с тобой говорят на языке серьёзного искусства, не снижая планку.

 

 

Расскажите, пожалуйста, какие театральные фестивали проходят в Грузии, чтобы наши читатели смогли запланировать для посещения в Грузии?

В сентябре и октябре в Тбилиси проходят два больших и серьезных международных театральных фестиваля. Один организует Эка Мазмишвили и ее команда. Сразу же за этим событием или во время фестиваль проводит Кети Долидзе. Это очень масштабные и интересные мероприятия. В Ахалцихе в сентябре проходит фестиваль грузинской драматургии и прозы. С июня в Гори стартует Международный фестиваль комедии. Потский международный фестиваль, кстати, белорусские театры его очень любят. В Батуми сейчас организуется театральный фестиваль.

В Грузии в течение года проходит 8-9 фестивалей. В этом сезоне Кутаисский театр принял участие в Белградском фестивале. Там есть жюри, но нет номинаций, из трехсот номинаций выбирают 7-8 лучших, атмосфера очень доброжелательная и располагающая. Бакинский международный фестиваль, и вот сейчас мы выступаем в Минске. За театральный сезон мы приняли участие в семи международных фестивалях и это еще не вечер. Переговоры ведутся о восьмом, но не будем загадывать.

 

 

Кутаисский драматический театр в Минске впервые?

Театр да. Я уже бывал в Минске несколько раз и очень его люблю. В прошлом году я был председателем жюри на фестивале «Куфар», приезжал как заместитель председателя союза театрального общества Грузии. Мы очень активно приезжаем и очень любим Беларусь.

 

 

Почему Вы привезли в Минск именно этих три спектакля? О чем они?

Для спектакля «Дуплет» это уже 12-й или 13-й фестиваль, очень востребован на фестивалях любого формата. Спектакль состоит из двух актов и двух самостоятельных произведений Вацлава Гавеля и Гарольда Пинтера. Мы дружили с Вацлавом Гавелем как режиссер и драматург. Он знал о моем спектакле и удивлялся, как я соединил таких разных авторов вместе. Важная деталь – каждый актер играет по две роли, это непросто в таком сложном материале. Спектакль кому-то нравится, кому-то нет, и такое бывает, но все соглашаются, что сам спектакль, его формат и режиссерские задумки – большая интрига.

Спектакль «Правда» — это комедия, которая уравновешивает две тяжелые артиллерии (речь о спектаклях «Дуплет» и «Ветер шумит в тополях»). Как сказал драматург: «Все друг с другом спят и делают вид, что ничего не происходит». Здесь очень серьезный сатирический язык, но написано легко, и мы легко играем, а зритель пусть задумывается и сам решает.

Спектакль «Ветер шумит в тополях» рассказывает о трех престарелых ветеранах, живущих в приюте. Они всю свою жизнь работали, сражались за государство, за страну, а на старости лет оказываются никому не нужны. Но они находят в себе силы, они продолжают мечтать и ставить себе цели. В Грузии в этом спектакле интересна тема пожилых людей, которые не сдаются. Жизни не удается сломить в них дух отважного солдата. Это очень важно, потому что нет ничего сильнее духа человеческого, мужского, воинского. В славянском же мире, особенно в больших городах, где родня много лет друг друга не видит, где сын месяцами не видит отца, где есть синдром одиночества, важна тема забытых стариков. В этом спектакле много тем и многое переплетено. Он многогранен.

 

Константин, что Вы напоследок пожелаете своему театру и белорусскому театру?

Вам ответить честно? Денег (улыбается), чтобы творить, потому что всё остальное у нас есть. Идеи, материал, спектакли, талантливые актеры!

 

Оставить комментарий